eule_maa (eule_maa) wrote in slingi_v_wkafu,
eule_maa
eule_maa
slingi_v_wkafu

Categories:

Разрушаем мифы о шёлке

Решила перенести в Шкаф, в "нейтральное место", текстик про шелка.
Итак,

Слингомамы и слингопапы проявляют такой повышенный интерес к различной пряже, использованной в слингах, к плетениям и пр., демонстрируют такое понимание этих деталей и придают им такое значение, каких мне не приходилось встречать нигде больше. Но, несмотря на высокий уровень знаний, остаются ещё некоторые заблуждения, особенно часто они касаются шёлка.

Предлагаю Вам разрушить несколько мифов о шёлке и прояснить некоторые детали.


1. «Дикий» шёлк вовсе не дикий.
Шёлк мальберри известен как культурный шёлк. Обычно в его производстве задействованы бабочки Bombyx mori, которых разводят в специальном помещении.
О «диком» шёлке говорят, что он собирается в дикой природе и производится дикими шелкопрядами, которые питаются чем хотят и вообще живут без всякого контроля. Но это не так.
«Дикий» шёлк производится различными бабочками Tussah (Tasar), принадлежащими к роду Antheraea, и разводится под открытым небом на плантациях. Но «меню» бабочек и гусениц контролируется, а гусеницы находятся под тщательным наблюдением с целью защиты их от вреда и болезней. Если, к примеру, овечки или козы целый день бродят по пастбищу без присмотра, на свободном выпасе, они считаются дикими?
Нет, они не дикие. Это всё то же разведение и фермерство.

Что касается цумуги, который тоже считается диким шёлком.
Цумуги – это эквивалент буретного шёлка (пряжи из шёлкового очёса), который производится в некоторых префектурах Японии по традиционному методу, история которого насчитывает 2000 лет. Шёлк цумуги – это спрядённая вручную нить, с твистом te-bou-shi или без твиста te-tsumugi-ito, изготовленная из шёлковых отходов mawata. Есть разные техники производства шёлка, который получает название цумуги. При некоторых техниках пряхам требуется больше 2 месяцев, чтобы изготовить один рулон цумуги. Сегодня прях, обладающих такими навыками, сотни и их средний возраст колеблется около 75 лет. А полвека назад их были тысячи.
Шёлк цумуги может быть как мальберри, так и тусса, но чаще всего мальберри.

2. Шёлк мальберри блестящий. Тусса, бурет и цумуги имеют утолщения и «катышки». Нет, всё не так просто.

Есть большая путаница в видах шёлка и категориях использованного сырья.
Мальберри и тусса – это виды шёлка, произведённые разными видами бабочек.
Они могут быть изготовлены в трёх категориях в зависимости от качества сырья: reeled – шёлк-сырец, полученный путём размотки коконов (только мальберри), spun, schappe spun – шёлк шаппе, кручёная шёлковая пряжа из шёлковых отходов и bourette (то же, что noil) – буретный шёлк, шёлковый гребенной очёс из шёлковых отходов.
- Mulberry reeled silk – шёлк-сырец из мальберри, шёлк из самого качественного сырья – из внутренних частей неповреждённых коконов правильной формы, из длинных неповреждённых волокон. Такая пряжа отличается выраженным блеском и скользковатая. И она всегда считалась самой люксовой.
- Schappe spun silk – шёлк шаппе, кручёная пряжа (мальберри или тусса), производится из длинных волокон, оставшихся после разматывания кокона и из повреждённых коконов или коконов неправильной формы. Шёлк шаппе может иметь блеск и мягкость, но также придаёт слингам цепкости.
- Bourette silk (silk noil) – буретный шёлк, категория как мальберри, так и «дикого» шёлка. Производится из более коротких волокон повреждённых коконов и волокон, оставшихся от производства шёлка-сырца и шёлка шаппе. Буретный шёлк и отличается утолщениями, «катышками» и цепкостью.
Цумуги широко известен как шёлк опять же с утолщениями и «катышками». Но есть также техники получения пряжи цумуги путём разматывания прямо из кокона вручную, то есть reeled tsumugi.
Кроме того, «катышки», особенно если они отличаются по цвету от основного цвета нити, добавляются в нить в процессе прядения (проще говоря, это твидовая пряжа).

Как видите, информация о составе, которую можно найти на ярлыках слингов, обычно недостаточно полная. Но есть несколько способов понять, какой вид и категория шёлка входит в состав Вашего слинга. Если в составе обозначение только одним словом «шёлк» и нити блестящие и гладкие, то, вероятнее всего, это мальберри шёлк-сырец. Если в шарфе мальберри шёлк, у которого не наблюдается ни блеска, ни утолщений, тогда это вполне может быть мальберри шаппе. Тусса с утолщениями и «катышками», скорее всего, является буретной туссой. А если шёлк обозначен как «бурет», то, скорее всего, это мальберри бурет, потому что бурет из «дикого» шёлка продавался бы как «дикий» шёлк или тусса из чисто маркетинговых соображений. Но не претендую на истину в последней инстанции.

3. «Дикий» шёлк – это вовсе не ахимса шёлк (мирный шёлк)

За что так ценится «дикий» шёлк? За более гуманный способ производства. Коконы собирают, когда бабочки уже вылупились. Никаких варёных куколок, как при производстве мальберри шёлка.
Но это не соответствует действительности.
Большая часть коконов морятся паром или кипятком, так что куколки внутри погибают – как и при традиционном методе.
Часто коконы разрезают, чтобы вынуть куколку и защитить кокон от загрязнений физиологическими выделениями куколки. Куколки, конечно, неспособны дальше развиться, так что извлечение из коконов приводит к их гибели.
Если же бабочкам дают возможность выйти из кокона и спариваться, то гусеницы от этих бабочек вскоре умирают от голода и обезвоживания, потому что их не кормят. Всегда остаётся только количество мотыльков и грен (яиц), необходимое для поддержания численности популяции. И в этом есть смысл. Если бы все бабочки могли вылупиться из коконов и приступить к спариванию, то число гусениц достигло бы миллионов уже в следующем поколении и было бы просто невозможно прокормить их всех.
Таким образом, «дикий» шёлк с трудом можно считать шёлком ахимса по всем правилам. Если животные, участвующие в производстве шёлка, и не уничтожаются непосредственно, то они погибают из-за своей незрелости или от голода. Это вроде ненасильственно в прямом смысле слова, но и этичным такой способ назвать никак нельзя, поскольку маленькие создания рождаются, чтобы умереть. Точнее, рождаются, чтобы выработать для нас шёлк и потом уже умереть.
А называть шёлк «диким», «ахимса» и тд. – это только маркетинг.
Tags: потрындеть, слинготерминология, тусса, шелка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments